Почему ты решил заняться комментированием матчей?Мой брат был одним из самых популярных комментаторов Starcraft. Где-то перед началом WCG 2005 он начал ездить по всему миру в этом качестве, а я в то время старался сконцентрироваться на оттачивании игровых навыков.
Под влиянием брата я начал оставлять собственные аналитические комментарии к матчам (первоначально на Team Liquid).
Есть ли у тебя конкретный план или определенные цели на каждый матч? Возможно, некий список пунктов, которые ты стараешься осветить при анализе матчей? Или же все происходит спонтанно?Материал для ежедневных обзоров я готовлю заранее, чтобы в итоге получилась познавательная передача, посвященная конкретной теме. Я стараюсь избегать ситуаций, когда просто берется случайная игра, и тут появляюсь я весь в белом и давай ее анализировать. Я просматриваю предварительно несколько матчей и отбираю те, которые согласуются с темой ежедневного обзора.
Точно так же, между прочим, я готовлю и передачу ‘Funday Monday’ с тем лишь отличием, что тут основная цель - посмеяться.
Как проходит работа над реплеями? Какими программами ты пользуешься?Я использую только базовые программы: VH Capture для захвата картинки и Flash Media Encoder для преобразования в формат трансляции на Justin.tv.
Еще до начала разбора матчей у меня обычно есть масса задумок о том, что я хочу обсудить в ежедневном обзоре. Утром я выбираю какую-нибудь тему и формирую весь выпуск вокруг нее.
Иногда мне интересно посмотреть, как развиваются ситуации при разных комбинациях рас. В иные дни мне хочется поговорить о том, как контрить какую-то определенную стратегию. Я оперативно просматриваю несколько матчей и отбираю, какие именно буду использовать. Если я выбираю только один матч, то просматриваю его несколько раз и сравниваю с другими играми.
Я отсматриваю массу матчей, о которых зрители потом даже не узнают, но на основе этих игр строится обсуждение и создается ежедневный обзор. От меня часто можно услышать фразы вроде: «Вот он идет туда-то и делает то-то, хотя мог бы поступить так-то». Очень типично для ежедневного обзора. «То-то» — это то, что я вижу в конкретном матче, а «так-то» — альтернативы, которые мне удалось отметить в играх, не вошедших в текущий обзор.
Как тебе удается уследить за всем происходящем в матче?Для этого нужно играть самому. Долго и упорно.
За 12 лет игры в StarCraft: Brood War я научился большую часть времени следить не за основным экраном, а за миникартой. Это несколько облегчает задачу – на ней можно видеть почти все, что происходит по ходу матча.
Кроме того, опыт игры в StarCraft II позволяет мне делать достаточно четкие предположения: «Оба… у него уже Х часовых! Значит у зерга сейчас должно быть где-то Y тараканов».
Грубо говоря, я считаю, что единственная возможность стать действительно хорошим наблюдателем – это быть хорошим игроком.
Что бы ты посоветовал тем, кто хочет податься в комментаторы или улучшить свои навыки в этом деле?
Главное — постоянно практиковаться. Смело выкладывайте в сеть свои репортажи, пусть даже они будут далеки от совершенства. Здесь нет смысла прятаться в тени и втихаря «оттачивать мастерство до совершенства». Нужно комментировать сотни и тысячи игр. Открыто, для зрителей, а не «самому с собой».
Конечно, тренировка игровых навыков и теоретические знания помогут на пути к совершенству, но тем не менее лучшее, что вы можете делать в этом направлении – это просто делать. И не запариваться слишком по этому поводу.
Очень полезными могут оказаться отзывы и комментарии со стороны зрителей, но воспринимайте их скептически. Анализируйте, ведь бывает, что комментарии пишет в основном небольшая группа любителей покритиковать, в то время как абсолютное большинство, которое не оставляет комментариев, вполне всем довольно. Старайтесь следить за общей тональностью отзывов и тем, как они изменяются с течением времени. Сопоставляйте их с отзывами о самых популярных повторах и делайте соответствующие выводы.
Четко представляйте себе, что конкретно вы ходите показать и донести до зрителя, и следите за его реакцией. Как обычно строится твой рабочий день?Мы работаем в команде. Обычно на подготовку передачи уходит где-то 6–7 часов: от 2 до 5 часов тратится на отбор и подготовку материала, 2 часа уходит на вещание, а затем обычно еще час на всякие дополнительные вещи (загрузка, описания, тэги и т.п.). На ‘Funday Monday’ обычно уходит целый день.
Иногда приходится выпускать ежедневный обзор практически без подготовки, но это обычное дело. Я готовлю такие обзоры с воскресенья по четверг, а также провожу ежедневные встречи с членами нашей команды. На выходных мы не встречаемся, так как в эти дни я обычно освещаю другие игровые события.
Когда я не занят подготовкой передачи, могу иногда переключиться на другие увлекательные проекты, связанные со StarCraft

И так изо дня в день.
Как зарождалось Day[9]tv?Это произошло постепенно. С форумным форматом было непросто – это сложная сфера для представления своего «экспертного» анализа, ведь очень часто серьезные комментарии тонут в море пустой болтовни и субъективных сообщений особо «громких» игроков.
Конечно, некоторые авторы комментариев со временем заслуживают признание сообщества за счет последовательности суждений и готовности помочь другим игрокам, но для меня этого оказалось недостаточно – хотелось создавать что-то более структурированное. Чтобы зарекомендовать себя как знатока, я решил заняться аудиорепортажами.
Поначалу все шло довольно успешно, но такая форма вещания не совсем соответствовала гибкому, интерактивному формату, к которому привыкло наше сообщество, и не подходила для целей передач. StarCraft – все-таки игра, а описать «микро» только на словах, без картинки, довольно сложно. Кроме того, аудиообзоры занимали гораздо больше времени.
И вот однажды я попробовал поработать вживую в видеоформате, чтобы представить описываемые мною стратегии наглядно. А чат во время передачи позволил сделать обзор более интерактивным и ориентированным на игровое сообщество. Так появилось на свет наше вещание, которое постепенно приобрело свой сегодняшний вид.
В чем секрет успеха твоих передач?Главное – это целеустремленность и самоотдача. Я ответственно подхожу к своему делу и еще ни разу не пропускал или «забывал» выпустить ежедневный обзор. Бывало, что приходилось пропустить эфир по болезни или из-за занятий и прочих важных дел, но мы с ребятами очень серьезно относимся к своему проекту.
Многие твои передачи посвящены стратегии и оказанию помощи начинающим игрокам, которые только осваивают тонкости StarCraft II. Почему ты выбираешь именно такую тематику?Зачастую темы для новых передач рождаются во время игры, когда я сталкиваюсь с какой-то проблемой или интересным моментом, будучи игроком или наблюдателем.
Моя передача посвящена разборам игр, потому что я сам, что называется, «хардкорный» игрок, и анализирую каждый свой матч. При подготовке ежедневного обзора я анализирую матчи точно так же, как и при разборе собственных игр, когда я пытаюсь выявить свои слабые места. С тем отличием, что для передачи я озвучиваю свои мысли.
По окончании шоу я понимаю, что не только мои слушатели, но и я сам узнал что-то новое. И это помогает мне в последующих играх. Итак, все взаимосвязано: игровой опыт помогает мне создавать передачи, а те, в свою очередь, обогащают мой опыт.
Есть ли у тебя любимый матч в StarCraft II (или серия твоего шоу)? Какие серии тебе наиболее дороги? Мой самый любимый матч – это, безусловно, третья игра Mana против Naama на Dreamhack. Я всегда страшно переживаю, когда в прямом эфире обстановка во время матчей накаляется – непередаваемое ощущение! В течение всей игры я был весь как на иголках: «О, черт, неужели Mana и правда сможет это вытянуть? НЕУЖЕЛИ ОН И ПРАВДА ЭТО ВЫТЯНЕТ?!»
Что качается моего шоу, сотый выпуск, конечно, всегда будет занимать особое место в моем сердце, ведь он весь о моей жизни в StarCraft. Если вам интересно узнать, как много эта игра для меня значит и какую роль сыграла в моей жизни, обязательно посмотрите сотый выпуск.
Кроме того, работа над выпусками «Funday Monday» - всегда веселое занятие. Очень их люблю. Ну, и выпуск #252, мне кажется, был особенным – в нем я раскрыл очень важную тему подхода к игре и образа мыслей. Я много работал над этим выпуском, углублялся в механику StarCraft II, воспитывал в себе «правильные» привычки и настрой.
А еще 233-й выпуск классный был. Тот, где был матч TLO против White-Ra. На первый взгляд, очень странная игра, но если ее замедлить и хорошо разобраться в том, какие шаги совершает каждый игрок, все становится очень логичным. Над этим выпуском я работал вместе с Husky – весело было.
_________________________________________________________________
Большое спасибо Day[9] за интервью. Ниже вы найдете ссылки на ежедневные обзоры и видеоролики, о которых шла речь.
Передача «Day[9] Daily» выходит в эфир с воскресенья по четверг в 6 утра по московскому времени Justin.tv. А те, кто не любит просыпаться так рано всегда могут посмотреть выпуски в записи.